Олигополия на рынке ноутбуков создаёт препятствия для распространения Linux

Ассоциация португальских Open Source компаний (ESOP - Associação de Empresas de Software Open Source Portuguesas) представила результаты двух исследований, объясняющих эффекты олигополии на розничном рынке портативных компьютеров. Прямой ущерб для португальской экономики от искусственного исключения ноутбуков с Linux оценивается в 3-5 миллионов евро. Косвенный ущерб может быть значительно выше.
В первом отчёте был рассмотрен провал, который постиг серию ноутбуков, собранных и продаваемых на территории Португалии, с предустановленной ОС и приложениями с открытым кодом. Идея подобных ноутбуков была впервые реализована в государственном проекте "e.iniciativas", в результате которого рыночная доля ноутбуков с Linux достигла 10%. Однако несмотря на спрос и на последующие попытки, португальские розничные торговцы выразили нежелание поставлять подобные ноутбуки.
Во втором отчёте проанализировано рыночное поведение, типичное для розничных олигополий, и проблемы, с которыми сталкиваются производители ноутбуков при попытках поставлять на рынок машины с предустановленной Linux. Была разработана вероятностная модель розничных рынков и рассмотрены эпизоды неэффективного функционирования рынка в рамках европейского законодательства о конкуренции. Исследование выявило две критические проблемы:

  • В подобной олигополии могут проявляться различные степени кооперации при принятии решений о ценообразовании;
  • Небольшое число рыночных "игроков" обладает привилегией решать, какие именно продукты будут представлены миллионам граждан.

Согласно ESOP, существующий канал распределения портативных компьютеров создаёт труднопреодолимые барьеры для новых компаний, пытающихся продавать инновационные продукты. Это объясняется "непропорционально высоким вниманием, которое продавцы уделяют брэндам и маркетингу, что мешает поставщикам представлять наилучшие продукты по наименьшей цене". При другой структуре рынка, ОС Linux, которая, согласно ESOP, хорошо подходит для развёртывания на декстопах и которая обладает явным ценовым преимуществом, стала бы естественным выбором поставщиков при разработке новых продуктов.
Исследования ESOP пришли к выводу, что, несмотря на отсутствие сговора или прямого анти-конкурентного поведения на этом рынке, существующие рыночные силы имеют почти такой же эффект - затруднение (вплоть до запрета) выпуска инновационных продуктов. Разработчиками подобных продуктов являются, как правило, небольшие компании, которые не в состоянии конкурировать с узнаваемыми брэндами устоявшихся игроков. Поскольку их устранение противоречит интересам потребителей, ESOP предлагает пересмотреть существующее европейское законодательство и изменить его соответствующим образом, ибо "с точки зрения потребителей и производителей, поведение небольшого числа доминирующих каналов распространения не отличается существенно от поведения одного-единственного розничного распространителя".



Яндекс.Метрика
Счётчик ТЦ#65533;Ц LiveRSS: Каталог русскоязычных RSS-каналов